СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА

196

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

В. П. Лебедев-Кумач

22 июня — памятная дата, которая отмечается в России, Белоруссии и на Украине. Так написано в календаре за 2023 год.

С детства помнятся строки из другой песни:

22 июня ровно в 4 часа

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война.

Севастополь тоже подвергся вражеской бомбардировке в первый же день войны. От отца часто слышала об этом дне.

В Крыму два города-героя — Севастополь и Керчь — особенно пострадали  в годы Великой Отечественной войны. Но почему эта война, унесшая столько жизней людей множества национальностей, называется священной? Что говорит об этом Церковь?

Неся людям благую весть примирения (Рим. 10, 15), но находясь «в мире сем», который пребывает «во зле» (1Ин. 5, 19) и исполнен насилия, христиане невольно сталкиваются с жизненной необходимостью участвовать в различных бранях. Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность близких. Многих воинов святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Святитель Феофан Затворник пишет: «Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским».

Святитель Филарет Московский, тот самый, который в трудный для А. С. Пушкина момент жизни помог и поддержал великого поэта словом утешения и объяснения, говорил: «Честный и благонадежный мир надобно завоевать. И для сохранения мира надобно, чтобы победитель не позволял заржаветь своему оружию».

«Во всех странах, кроме Северной Кореи, военное духовенство есть. Даже в Америке» (протоиерей Дмитрий Смирнов).

Подвиг советского народа нашел отражение в поэзии.

А. Т. Твардовский «За далью — даль» (отрывок):

Он так сказал: ходить в атаки

И умирать, коль выпал час,

Есть тот гражданский долг, что всякий

Обязан выполнить из нас.

В. П. Лебедев-Кумач «Священная война» (продолжение эпиграфа):

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,

Идет война народная,

Священная война!

К.М. Симонова «Жди меня» —поэтическая молитва:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет…

Стихотворение всколыхнуло страну, стало гимном ожидания. Оно обладает силой врачевания. Актрисы и просто медсестры читали раненым строки из стихотворения, а те повторяли их как молитву — и помогало! К. М. Симонов писал много лет спустя: «Помню лагерь наших военнопленных под Лейпцигом. Что было! Неистовые крики: наши, наши! Минуты, и нас окружила многотысячная толпа. Невозможно забыть эти лица исстрадавшихся, изможденных людей. Мне предстояло сказать первые слова, пришедшие с Родины… Горло пересохло, я не в силах сказать ни слова. Что говорил — не помню. Потом прочел «Жди меня». Сам разрыдался. И все вокруг тоже стоят и плачут… Так было».

Руководство СССР к осени 1941 года свернуло антирелигиозную пропаганду. Журналы «Безбожник» и «Антирелигиозник», издававшиеся с 20-х годов, закончили свою жизнь в 1941 году. В народе стал зримо ощущаться религиозный подъем. Несомненно, понимал суть происходящего и Сталин. В начале сентября 1941 года он доверительно сказал в Москве особому представителю президента США: «Русские люди сражаются, как всегда, за свое Отечество, а не за нас, то есть не за большевиков». Как признавали даже противники И. Сталина, одним из мотивов, вызвавших восстановление Церкви во время Великой Отечественной войны, могли быть и личные религиозные мотивы: пробуждение «страха Божия» под влиянием катастрофических неудач, чувства собственного бессилия и непомерной ответственности. Такому движению души могло способствовать воспитание, полученное в детстве  от верующей матери, и семинарское образование Сталина. Перед своей кончиной мать сказала сыну: «А жаль, что ты так и не стал священником». Он повторял эти ее слова с восхищением; ему нравилось ее пренебрежение к тому, чего он достиг — к земной славе, к суете…

4 ноября 1941 года в Богоявленском соборе Москвы священники благословили многочисленных молящихся Казанской иконе Божией Матери, а в своей проповеди митрополит Николай (Ярушевич) твердо произнес: «Мы  пройдем через все испытания и под знаменем Богородицы  победим врага. С нами Бог, с нами Богородица! Мы верим, победа придет!»

Среди ближайшего окружения Сталина были верующие маршалы: Борис Михайлович Шапошников, Александр Михайлович Василевский и, конечно же, Георгий Константинович Жуков.

В книге «Спаси и сохрани» помещены свидетельства очевидцев о милости и помощи Божией  России в Великую Отечественную войну. Например, при взятии Кенигсберга перед боем был отслужен молебен перед Казанской иконой Божией Матери. Пленные немцы позже рассказывали, что видели в небе Мадонну (так они называют Богородицу). У всех немцев отказало стрелковое оружие. Многие поняли, Кто помогает русским. И таких примеров очень много.

До войны советские люди воспитывались в атеистическом духе: в Бога не верили, не молились, стеснялись выражать свои религиозные чувства. Но в душе вера все же теплилась, у кого-то иконки, крестики, молитвы были припрятаны. Встречи с Богом никому не избежать. Об этом писал русский в 1918 году поэт И. А. Бунин:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет — Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все — вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав —

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным Коленам припав.

В книге «Спаси и сохрани» помещены стихи, найденные в кармане шинели убитого солдата (Александр Зацепа, 1944 год):

Послушай, Бог… Еще ни разу в жизни с Тобой не говорил я,

Но сегодня мне хочется приветствовать Тебя.

Ты знаешь… с детских лет всегда мне говорили,

Что нет Тебя… И я, дурак, поверил.

Твои я никогда не созерцал творения,

Но, глядя в небо звездное, я понял вдруг,

Каким жестоким может быть обман.

Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя,

А кроме, этого мне нечего сказать,

Вот только что я рад, что я Тебя узнал…

На полночь мы назначены в атаку,

Но мне не страшно: Ты на нас глядишь.

И как ты знаешь, битва будет злая,

И может, ночью же к Тебе я постучусь.

Но, кажется, я плачу, Боже мой,

Ты видишь,

Со мной случилось то, что ныне я прозрел.

Прощай, мой Бог… иду… и вряд ли уж вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь (в сокращении).

Наш современник, проповедник и духовный писатель протоиерей Андрей Ткачев на вопрос, почему развязываются военные конфликты, отвечал так: «Войны возникают именно тогда, когда слишком долго люди не занимались самым главным. Самое главное — это Христос, Священное Писание, это все, что связано с богопознанием».

«Сегодня возрождение традиций верного служения Отечеству невозможно без тесного взаимодействия армии и Русской Православной Церкви». (Из книги «Наука побеждать. За веру и Отечество» М.,2008).

Православные учителя Анастасия Вовк, Валентина Пристинская

Отдел религиозного образования и катехизации Феодосийской епархии (руководитель протоиерей Николай Зиньков)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Добавьте комментарий
Введите имя