О СВЯЩЕННОМУЧЕНИКЕ ЗАХАРИИ (ЛОБОВЕ) РАССКАЗАЛИ ВОСПИТАННИКАМ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ ХРАМА РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ

76

3 ноября, по благословению настоятеля керченского храма Рождества Пресвятой Богородицы иерея Виталия Калиновского, состоялась встреча воспитанников воскресной школы с воспитателем Керченского учебно-воспитательного комплекса-интерната «Лицей искусств» Виталией Юрьевной Лобовой. Дети услышали рассказ о священномученике Захарии (Лобове), архиепископе Воронежском, прадедушке супруга Виталии Юрьевны. Пред ними предстал истинный исповедник, мученик за Христа, явивший пример стояния в вере православной.

На память о встрече иерей Виталий подарил Виталии Лобовой несколько книг о Православии. Дети задали интересующие их вопросы.

Думается, нашим читателям тоже будет небезынтресна тема мученичества за Христа в не такой далекой отечественной истории. Ниже публикуем житие священномученика Захарии (Лобова)в изложении церковных источников.

Будущий священномученик Захария (в миру Захар Петрович Лобов) родился 23 марта 1865 года. Существуют две версии о месте его рождения: по одной — это село Петровка Павловского уезда Воронежской губернии, по другой, более достоверной, — станица Митякинская Донецкого округа Области Войска Донского. С детства Захар тянулся к духовной жизни, потому выбрал жизненной стезей служение Церкви в священном сане.

Окончив в 1888 году Донское духовное училище в Новочеркасске (кафедральном городе Донской епархии), молодой человек женился, был рукоположен в священный сан и определен на службу в родных краях: сначала в храм святого Архангела Михаила слободы Нагольно-Голодаевка (ныне село Сариновка Кашарского района Ростовской области); потом в храм Рождества Пресвятой Богородицы в хутор Ажинов, а затем в храм святых апостолов Петра и Павла города Александровск-Грушевский (ныне г. Шахты Ростовской обл.).

В Александровске-Грушевском святой Захария прожил десять лет. Помимо своего священнического служения в Петропавловском соборе, священник уделял большое внимание педагогической и общественной деятельности: был законоучителем в нескольких учебных заведениях города, а еще усердно трудился с проповедью Слова Божия среди горянков. Дело в том, что город развивался вокруг многочисленных угольных шахт. На заработки сюда стекались со всех сторон разные люди, зачастую принадлежавшие к самым низшим слоям общества. А поскольку к этому времени уже широко распространилась революционная агитация, горняки заражались революционными идеями и безбожием. Отец Захария убеждал их не поддаваться революционной пропаганде, хранить веру православную и верность Государю — Помазаннику Божию.

В 1900 году батюшка испросил перевод в Новочеркасск ради лучшего образования своих детей. Здесь он также не только служил у престола, но и преподавал. А к тому же стал еще руководителем миссионерского кружка. Его труды от начала священнического служения были отмечены церковными наградами, а священник удостоен сана протоиерея.

В 1917 году батюшка овдовел.

После завершения гражданской войны и окончательного установления советской власти на Дону святой Захария продолжал оставаться верным Православию и стал одним из активнейших борцов с обновленчеством на Дону. Разумеется, на него обратило внимание ГПУ. В обвинительном заключении читаем: «На съезде Донской епархии он один из всего духовенства оставался тихоновцем». В 1922 году протоиерей Захария Лобов впервые был подвергнут аресту, однако приговор суда оказался оправдательным.

После ареста и высылки в Сибирь митрополита Донского и Новочеркасского Митрофана (Симашкевича) в начале 1923 года церковный совет и прихожане Свято-Троицкого храма г. Новочеркасска обратились к Патриарху Московскому и всея России Тихону с прошением о епископской хиротонии протоиерея Захарии Лобова, свидетельствуя о своем желании остаться верными истинной Церкви, в то время как на Дону все сильнее становился обновленческий раскол. Святитель Тихон положительно рассмотрел это прошение, и 22 сентября 1923 года, после пострижения в монашество с сохранением прежнего имени и возведения в сан архимандрита, святого Захарию рукоположили в сан епископа. По благословению Святейшего Патриарха, архиерейскую хиротонию совершили епископ Митрофан (Гринев) Аксайский и епископ Иннокентий (Бусыгин) Каменский. Титул новорукоположенного архиерея был «епископ Нижне-Чирский, викарий Донской епархии». Но 11 октября 1923 года теперь уже епископ Захария был вторично арестован в Новочеркасске. В тюрьме он содержался два месяца. Ему инкриминировали «дискредитацию Советской власти, использование религиозных предрассудков масс с целью возбуждения сопротивления законам и постановлениям Советской власти», но владыка себя не признал виновным. Он заявил, что признает Главою Русской Православной Церкви Святителя Тихона, Патриарха Московского, и отвергает обновленцев. Дело было прекращено, епископа Захарию освободили из-под стражи в зале суда за отсутствием состава преступления.

С октября 1923 года, уже будучи под следствием, епископ Захария (Лобов) был назначен на Аксайское викариатство по причине ареста епископа Аксайского Митрофана (Гринева). Вернувшись из новочеркасской тюрьмы, он активно включился в церковную жизнь на Дону: в отсутствии правящего архиерея фактически возглавив Донскую епархию. Руководствуясь советами своего духовника, знаменитого ростовского подвижника и старца протоиерея Иоанна Домовского, в достаточно короткий срок епископ Захария сплотил вокруг себя всех православных Дона и нанес сильный удар по обновленчеству. Он активно рукополагал священников, часто совершал богослужения всегда при большом стечении народа. В течение непродолжительного времени значительная часть донских приходов вернулась из обновленческого раскола в лоно Православной Церкви. Съезд духовенства и мирян Донской епархии под председательством святителя Захарии принял решение покончить с обновленчеством и твердо держаться руководимой Патриархом Московским Тихоном Русской Православной Церкви.

Активная деятельность святителя Захарии была оценена ГПУ как контрреволюционная, в материалах ГПУ указывалось: «Лобов — злейший враг Советской власти». 28 февраля 1924 года архиерея вызвали повесткой в Ростов, в областной ОГПУ, где он был арестован по доносу обновленцев. Первоначально его поместили в ростовскую тюрьму, а затем этапировали в Бутырскую тюрьму г. Москвы. Начинался крестный путь святителя Захарии, приведший его к мученическому венцу. Вернуться на родную донскую землю ему уже было не суждено.

В Бутырской тюрьме священномученик Захария провел около полугода. Его делом занимались Т. А. Тучков и Г. Г. Ягода. 26 сентября 1924 года епископ Захария (Лобов) был осужден на два года лишения свободы по обвинению в «распространении контрреволюционных воззваний, антисоветской агитации путем проповедей». Обвиняли его и в том, что он стал «нелегальным правителем епархии», отобрав власть у «законного» обновленческого епархиального управления. Священномученик Захария виновным себя не признал. После оглашения приговора осужденного владыку отправили в так называемый СЛОН —  Соловецкий лагерь особого назначения, где в это время томился цвет русского духовенства.

Священномученик Захария (Лобов), по свидетельству его соузника епископа Мануила (Лемешевского), несмотря на суровые лагерные условия содержания, строго соблюдал пост, особенно Великий. В общении с людьми был прост и любил изредка пошутить.

До соловецких узников доходили вести о жизни на материке, о церковных нестроениях и бедах. 7 июня 1926 года из 24 архиереев, бывших в заключении на Соловках, 17 тайно собрались, дабы обсудить сложное положение Русской Православной Церкви. Среди этих архипастырей был и епископ Захария (Лобов). Основной доклад сделал профессор Московской духовной академии И. В. Попов. В обсуждении доклада особенно горячо выступил святой Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. В результате этого собрания появилась знаменитая «Памятная записка соловецких епископов», обращенная к советскому правительству. Документ, проникнутый искренним желанием «положить конец прискорбным недоразумениям между Церковью и Советской властью», был как бы проектом официального обращения от лица Церкви к государственной власти. Предполагалось, что Церковь и государство будут неуклонно соблюдать принцип невмешательства в дела друг друга. Правительство эту записку ответом не удостоило.

3 сентября 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило при отбытии срока наказания выслать епископа Захарию (Лобова) на поселение в Марийскую автономную область сроком на три года. В сентябре 1927 года епископ Захария прибыл на поселение в Краснококшайск (Йошкар-Олу). Находясь в марийской ссылке, епископ Захария поддержал знаменитую «Декларацию» 1927 года митрополита Сергия (Страгородского) и признал его в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви.

Через четыре месяца владыка был досрочно освобожден. Ему было разрешено свободное проживание на территории СССР, но рекомендовано не возвращаться на Дон. Владыка выбрал для проживания город Тверь. Митрополит Сергий (Страгородский) назначил епископа Захарию викарием Тверской епархии с титулом «епископ Новоторжский». 24 апреля того же 1928 года владыке сменили титул на «епископа Бежецкого», также оставив викарием Тверской епархии, а через год возвели в сан архиепископа и назначили на Воронежскую кафедру.

Шесть лет управления Воронежской епархией были для владыки очень непростыми, совпав по времени с периодом принудительной коллективизации и раскулачивания в стране, а также «усиления антирелигиозной работы». Духовенство было объявлено политическим противником ВКП(б). Воспрещалась просветительская и благотворительная деятельность. Началось массовое закрытие храмов и монастырей, уничтожение икон, церковных книг и утвари, запрещен колокольный звон. «Служители культа» были поражены в гражданских правах и даже лишены права на продовольственные карточки. Семьи духовенства могли жить только на подаяние, которое просить было запрещено.

В Воронежской епархии, как и везде в СССР, проводили массовые аресты священнослужителей, репрессии по отношению к членам их семей, монашеству и мирянам, ликвидировали приходы, разрушали и оскверняли храмы. Владыка Захария, как мог, противостоял этому. Благодаря его молитвам, настойчивости и твердости властям не удалось закрыть все храмы в Воронеже. К владыке стекались люди со всей епархии услышать из его уст слова утешения и руководства.

В ночь на 23 мая 1935 года архиепископ Захария (Лобов) был арестован. Четыре месяца ежедневных допросов окончились обвинением в «контрреволюционной агитации» и «отрицательном отношении к советской власти». Престарелый, уже нездоровый, но всё же стойкий владыка виновным себя не признал. Его осудили по предъявленному обвинению, приговорили к пяти годам лагерей и штрафу в 25 тысяч руб. за закрытый свечной завод и вторично отправили на Соловки, затем вскоре перевели в Мичуринскую тюрьму, а оттуда в Казахстан, в Карлаг. (Для понимания, что такое Карлаг: его площадь составляла более 17 тысяч квадратных километров, с 1931 по 1959 год через Карагандинский лагерь прошло до 2 млн. человек, от невыносимых условий существования в нем ежедневно умирали по сотне человек, а в период Великой Отечественной войны — по тысяче.) Через полтора года здоровье старца настолько пошатнулось, что лагерная медкомиссия признала его инвалидом. С престарелым инвалидом возиться не собирались. Его сразу арестовали и перевели на тюремное положение, выдвинув обвинение.

В материалах дела указывалось: «Обвиняется в том, что отбывая наказание в Карлаге НКВД, занимался систематической контрреволюционной террористической агитацией среди з/к, будучи враждебно настроенным, дискредитировал вождей партии и правительства, имел нелегальную переписку с духовенством Воронежской области, от которой получил 2000 рублей денег, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.58-10 УК РСФСР». Кроме того, владыку Захарию обвиняли в групповом участии празднования Святой Пасхи.

Владыка признал себя виновным в переписке с духовенством Воронежской области и некоторыми архиереями, но не назвал имен своих адресатов. Признал получение 1500 рублей, а также свое участие в «церковной, контрреволюционной агитации», которой доказывал заключенным бытие Божие. Насчет Пасхального празднества владыка указал, что Пасху встречал сам, пел «Христос Воскресе», без облачения. Тройка признала архиепископа Захарию (Лобова) виновным и приговорила его к расстрелу.

21 сентября 1937 года, в 24 часа, архиепископа Захарию (Лобова) вместе со священником Иосифом Архаровым расстреляли в Чурбай-Нуринском отделении Карлага.

13–16 августа 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, по представлению Алматинской епархии, архиепископа Захарию (Лобова) канонизировали в сонме новомучеников и исповедников.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Добавьте комментарий
Введите имя